В конце 2024 года Европейская комиссия выразила критику в адрес украинского телемарафона "Единые новости", сомневаясь в его объективности и целесообразности финансирования из государственного бюджета.

Эти сомнения не лишены оснований, отмечает "Детектор медиа": согласно опросу USAID-Internews, 86% украинцев осведомлены о марафоне, но лишь 47% из них смотрят его, а доверяют – всего треть из этой аудитории.

Тем не менее финансирование телемарафонов продолжается. В 2024 году на их производство было выделено 843 млн грн, из которых 699 млн – на "Единые новости", а 144 млн – на "FreeДом". В предыдущем году было потрачено почти столько же – 842 млн грн.

Кто получил финансирование?

Государственные заказы на производство телемарафонов были распределены между крупными телеканалами и компаниями:

  • 190 млн грн – компания "Мы – Украина" (телеканал, созданный после выхода медиахолдинга Ахметова).
  • 190 млн грн – телеканал ICTV (принадлежит Виктору Пинчуку).
  • 170 млн грн – телеканал «Интер» (Дмитрий Фирташ).
  • 139 млн грн – "1+1" (Студия 1+1 и 1+1 Продакшн).
  • 105 млн грн – компания "Кинокит", связанная с бывшим заместителем главы ОП Кириллом Тимошенко (по данным журналистов Bihus.Info).

Что с развлекательными программами?

Параллельно продолжается финансирование контента для телеканала «Дом». В 2024 году на это было выделено 17,6 млн грн (вдвое меньше, чем в 2023 году). Самым дорогим проектом стала программа "Утро на дому" – на нее было потрачено 11,3 млн грн.

В 2023 году Министерство культуры запустило медиаплатформу The Gaze, чтобы информировать иностранцев об Украине. На это было выделено 43,6 млн грн. В 2024 году расходы резко сократились – всего 3,3 млн грн.

Бюджет был потрачен на создание четырех проектов:

  • "Иностранцы помогают Украине"
  • "AI Prompt: Ukraine"
  • "Как сделать красоту из милитарных вещей"
  • "Экономика войны"

Основные суммы получили два подрядчика:

  • 1,7 млн грн – предприниматель Дмитрий Кисилевич, который разработал "AI Prompt: Ukraine" и "Экономику войны".
  • 1,6 млн грнМаксим Яценко, ранее занимавшийся такси, продажей медоборудования и проведением соцопросов, а теперь работающий на медиаплатформу. Он создал "Иностранцы помогают Украине" и "Как сделать красоту из милитарных вещей".

Каков результат?

YouTube-канал The Gaze собрал 37,6 тысяч подписчиков и 8,4 млн просмотров. Однако большинство видео набирает всего несколько сотен просмотров, что вызывает сомнения относительно эффективности данного проекта.