В конце 2024 года Европейская комиссия выразила критику в адрес украинского телемарафона "Единые новости", сомневаясь в его объективности и целесообразности финансирования из государственного бюджета.
Эти сомнения не лишены оснований, отмечает "Детектор медиа": согласно опросу USAID-Internews, 86% украинцев осведомлены о марафоне, но лишь 47% из них смотрят его, а доверяют – всего треть из этой аудитории.
Тем не менее финансирование телемарафонов продолжается. В 2024 году на их производство было выделено 843 млн грн, из которых 699 млн – на "Единые новости", а 144 млн – на "FreeДом". В предыдущем году было потрачено почти столько же – 842 млн грн.
Кто получил финансирование?
Государственные заказы на производство телемарафонов были распределены между крупными телеканалами и компаниями:
- 190 млн грн – компания "Мы – Украина" (телеканал, созданный после выхода медиахолдинга Ахметова).
- 190 млн грн – телеканал ICTV (принадлежит Виктору Пинчуку).
- 170 млн грн – телеканал «Интер» (Дмитрий Фирташ).
- 139 млн грн – "1+1" (Студия 1+1 и 1+1 Продакшн).
- 105 млн грн – компания "Кинокит", связанная с бывшим заместителем главы ОП Кириллом Тимошенко (по данным журналистов Bihus.Info).
Что с развлекательными программами?
Параллельно продолжается финансирование контента для телеканала «Дом». В 2024 году на это было выделено 17,6 млн грн (вдвое меньше, чем в 2023 году). Самым дорогим проектом стала программа "Утро на дому" – на нее было потрачено 11,3 млн грн.
В 2023 году Министерство культуры запустило медиаплатформу The Gaze, чтобы информировать иностранцев об Украине. На это было выделено 43,6 млн грн. В 2024 году расходы резко сократились – всего 3,3 млн грн.
Бюджет был потрачен на создание четырех проектов:
- "Иностранцы помогают Украине"
- "AI Prompt: Ukraine"
- "Как сделать красоту из милитарных вещей"
- "Экономика войны"
Основные суммы получили два подрядчика:
- 1,7 млн грн – предприниматель Дмитрий Кисилевич, который разработал "AI Prompt: Ukraine" и "Экономику войны".
- 1,6 млн грн – Максим Яценко, ранее занимавшийся такси, продажей медоборудования и проведением соцопросов, а теперь работающий на медиаплатформу. Он создал "Иностранцы помогают Украине" и "Как сделать красоту из милитарных вещей".
Каков результат?
YouTube-канал The Gaze собрал 37,6 тысяч подписчиков и 8,4 млн просмотров. Однако большинство видео набирает всего несколько сотен просмотров, что вызывает сомнения относительно эффективности данного проекта.